Раньше, чтобы зарегистрировать право на объект недвижимости, подлежащий государственному кадастровому учету, заявителям приходилось готовить два пакета документов и обращаться в две разные организации: в Кадастровую палату – для постановки объекта на государственный кадастровый учет, а затем в Росреестр – для оформления объекта в собственность.
Новшеством в сфере оборота недвижимости на сегодняшний день является вступивший в силу с 01.01.2017 года Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации, Закон).
Одной из главных особенностей Закона о регистрации является впервые введенное понятие учетно-регистрационной функции, то есть объединение функций государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета в единую учетно-регистрационную процедуру.
С 1 января 2017 года появилась возможность подачи заявления о проведении кадастрового учета и регистрации прав в рамках единой процедуры. То есть в регистрирующий орган можно обратиться один раз, и в течение установленного Законом срока будут выполнены и государственный кадастровый учет, и государственная регистрация прав.
Законом о регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется одновременно в нескольких случаях.
Во-первых, если речь идёт о создании объекта недвижимости, то есть построенные здания, сооружения – это созданные объекты недвижимости, подлежащие одновременной постановке на кадастровый учёт и регистрации прав на них.
Во-вторых, единая процедура государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав осуществляется также при образовании объекта или части объекта недвижимости из другого объекта недвижимости в результате какого-либо действия (раздела, выдела, реконструкции и т.д.).
При прекращении существования объекта или части объекта недвижимости также одновременно осуществляются государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав. В данном случае речь идет о соответствующем учете прекращения существования объекта и прекращении права на него.
Перечни документов, необходимых для осуществления единой процедуры, установлены статьей 18 Закона о регистрации и доступны для ознакомления на официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru (Главная страница/ Физическим лицам или Юридическим лицам/ Государственная регистрация прав и кадастровый учет недвижимости/ Необходимые документы).
Единая процедура значительно упростила и сделала более удобным процесс оформления недвижимости в собственность. Для проведения учета и регистрации прав достаточно подать в многофункциональный центр (МФЦ) заявление и один пакет документов – срок осуществления единой процедуры составит 12 рабочих дней.
Прежде чем обратиться в МФЦ, необходимо подготовить технический или межевой план, касающийся объекта недвижимости.
В случае создания или образования объекта недвижимости, а также в случае прекращения существования объекта недвижимости необходим будет акт обследования.
Подготовить названные документы поможет кадастровый инженер. Получить информацию о специалистах, зарегистрированных в Омской области, можно с помощью электронного сервиса Росреестра www.rosreestr.ru — «Реестр кадастровых инженеров». С помощью данного ресурса можно увидеть информацию о каждом специалисте, а также ознакомиться с итогами его профессиональной деятельности.
Также при наличии электронно-цифровой подписи можно подать заявление и через официальный сайт Росреестра (www.rosreestr.ru) в разделе "Электронные услуги и сервисы», далее – "Кадастровый учет и регистрация прав (единая процедура)". Срок единой процедуры составит 10 рабочих дней.
По результатам положительно рассмотренных документов заявитель получает выписку из Единого государственного реестра недвижимости, форма которой и состав сведений, включаемых в нее, определяются положениями статьи 62 Закона о регистрации.
В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что введённая Законом о регистрации система единства проведения государственного кадастрового учета и регистрации прав упрощает процедуру оформления недвижимости, снижает временные затраты заявителя, повышает качество предоставляемых государственных услуг в сфере регистрации недвижимости, а также обеспечивает более эффективный и безопасный оборот недвижимого имущества.
Анастасия Мешкова,
главный специалист-эксперт
отдела государственной регистрации недвижимости,
государственный регистратор.
На территории Омской области существует немало объектов индивидуального жилищного строительства, которые принадлежат нескольким собственникам на праве общей долевой собственности. Каждая доля в таком объекте обособленна, иногда имеет самостоятельные инженерные сети. Собственники указанных долей, как правило, стремятся выйти из отношений общей долевой собственности. Это может быть продиктовано, в том числе желанием самостоятельно распоряжаться принадлежащей им частью жилого дома.
Реализовать такое желание позволяет п. 1 ст. 252 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), согласно которому имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участники долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. Однако выдел доли из общего имущества в натуре возможен в отношении не каждой недвижимой вещи.
В силу положений пункта 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся самостоятельные целые вещи, такие как здание, сооружение, объекты незавершенного строительства. Исключение предусмотрено только в отношении помещений и машино-мест. Часть жилого дома не поименована в гражданском законодательстве в качестве объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации. При этом сведения о части объекта недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) только в связи с установленным (устанавливаемым) ограничением прав, обременением объекта недвижимости (пункт 4 части 3, пункт 3 части 5 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).
Таким образом, часть жилого дома представляет собой не что иное, как помещение (совокупность помещений – комнат и подсобных помещений в жилом доме), являющееся конструктивной частью здания (его неотъемлемой частью). При этом отнесение такого помещения к части здания не влияет на изменение его характеристик в качестве такового, и не наделяет его признаками отдельно стоящего здания. Также следует учитывать, что согласно части 7 статьи 41 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в жилом строении (предусмотренном Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан») не допускаются.
Как же поступить гражданам, желающим в законном порядке урегулировать вопрос со своей собственностью? Рассмотрим варианты решения сложившихся ситуаций.
В случае если в отношении здания в силу его архитектурно- конструктивных особенностей не может быть осуществлен раздел, следует принимать во внимание, что здание, являясь объектом капитального строительства, может быть реконструировано таким образом, чтобы его раздел стал возможным. В силу положений Закона о регистрации при разделе объекта недвижимости образуются объекты недвижимости такого же вида, каким был исходный объект недвижимости, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости. Исходный объект недвижимости прекращает свое существование. При этом образованные объекты недвижимости должны иметь возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов. Образованные объекты недвижимости после их постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на них становятся самостоятельными объектами гражданских прав.
Также обращаем особое внимание, что, решая вопрос о разделе здания, необходимо одновременно решать вопрос относительно того, возможно ли осуществление указанных действий на земельном участке, на котором расположено соответствующее здание (с учетом, например, требований к минимальному размеру земельного участка), а также соотносятся ли указанные действия с видом разрешенного использования такого земельного участка.
Не редки случаи, когда жилой дом фактически разделен на части, в каждой из которой проживает отдельная семья и под каждой такой частью, как правило, образован самостоятельный земельный участок или же земельный участок под домом находится в общей долевой собственности.
В области градостроительной деятельности выделяются такие виды объектов капитального строительства, как: объекты индивидуального жилищного строительства, жилые дома блокированной застройки, многоквартирные дома.
Если в доме при его разделе не образуется мест общего пользования, то дом можно рассматривать как дом блокированной застройки. В соответствии с частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) под жилым домом блокированной застройки понимается жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования. Таким образом, часть жилого дома, в том числе в целях государственного кадастрового учета объектов недвижимости, может представлять собой помещение либо совокупность помещений, составляющих, в том числе блок в жилом доме блокированной застройки, каждое из которых может рассматриваться как жилой дом. В отношении жилых домов блокированной застройки согласование органами власти строительства (реконструкции) осуществляется в общем порядке, предусмотренном статьями 48, 49, 51, 55 ГрК РФ (требуется подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию).
Если в доме при его разделе образуются места общего пользования, не являющиеся частью какой-либо квартиры (те же коридоры), то жилой дом в этом случае подпадает под признаки многоквартирного жилого дома с присвоением каждой части дома статуса отдельной квартиры с отдельным номером. Соответственно, и сам дом меняет статус с индивидуального жилого на многоквартирный, а собственник каждой части дома приобретает все права собственника отдельной квартиры, в том числе и права на общее имущество дома в объеме, установленном главой 6 ЖК РФ. Если здание может быть отнесено к многоквартирному дому (то есть не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому дому, в том числе жилому дому блокированной застройки), необходимо решать вопрос о приведении в соответствие назначение здания, а также при необходимости вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено. В кадастре в отношении жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, будут содержаться сведения о виде жилого помещения – квартира или комната.
Часто в качестве документа-основания для проведения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представляются судебные акты, в которых принимаются решения о прекращении права общей долевой собственности на индивидуальный жилой дом, о признании права собственности и о постановке на кадастровый учет частей жилого дома (помещения), образованных в результате выдела в натуре долей в праве общей собственности на индивидуальный жилой дом; о выделе доли в натуре в жилом доме одному и (или) всем сособственникам, которая соответствует квартире, без признания жилого дома многоквартирным. По поданным заявлениям на основании перечисленных судебных актов принимаются решения о приостановлении, по ряду причин (не обратились все собственники объекта, обратились с заявлением о кадастровом учете части жилого помещения и пр.), в связи с чем, у регистратора возникает необходимость в направлении запроса о порядке исполнения решения суда.
Подводя итог сказанному, хочется отметить, что безвыходных ситуаций не бывает, главное вовремя и объективно оценить сложившуюся с объектом недвижимости ситуацию, в случае необходимости обратиться за помощью к квалифицированным специалистам и согласно действующему законодательству привести в соответствие фактическое состояние объекта недвижимости к желаемому его статусу!
Ирина Путинцева
специалист-эксперт отдела правового
обеспечения, по контролю (надзору)
в сфере саморегулируемых организаций
Управления Росреестра
по Омской области.
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Закон) в Омской области проводится работа, направленная на выявление земельных участков, имеющих пересечения с землями лесного фонда, и исключение из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) дублирующих сведений о лесных участках.
По состоянию на 1 июля 2018 года на территории Омской области выявлено 1287 земельных участков, которые являются лесными в соответствии с Государственным лесным реестром (ГЛР), а в соответствии с ЕГРН имеют иную категорию земель. Также выявлено 140 земельных участков категории земель лесного фонда, имеющих пересечения границ с границами иных лесных участков, и 2 земельных участка с одинаковым адресом или иным одинаковым описанием, что позволяет предположить полное или частичное совпадение их местоположения.
На заседаниях межведомственной рабочей группы при участии Управления Росреестра по Омской области в первом полугодии 2018 года рассмотрены документы по 324 земельным участкам, которые в соответствии с ГЛР являются лесными, а в соответствии с ЕГРН имеют иную категорию земель. Из них в отношении 105 участков принято решение об исключении из ГЛР. В отношении 91 участка принято решение о невозможности устранить пересечения. Правообладателям земельных участков направлены уведомления о выявленных пересечениях для рассмотрения возможности обращения к кадастровым инженерам и устранения реестровой ошибки. Документы по оставшимся 128 земельным участкам находятся в работе. В настоящий момент по отношению к 38 участкам из этого числа приняты решения об оспаривании возникновения прав. На указанные земельные участки действие Федерального закона № 280-ФЗ не распространяется. Управлением направлены письма в Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу и Территориальное Управление Росимущества в Омской области с целью организации работы по защите нарушенных прав в отношении собственника данных лесных участков.
При решении вопроса о покупке квартиры, дома, гаража, садового участка либо любого другого объекта недвижимости, самый главный момент, который необходимо проверить, – это законность всех документов, представленных продавцом при отчуждении объекта недвижимости, принадлежность объекта недвижимости продавцу, а также содержание информации об отсутствии обременений на приобретаемый объект недвижимости. Единственным законным и достаточно надежным способом получить информацию о собственнике объекта недвижимости, технических характеристиках объекта недвижимости, наличии (отсутствии) ограничений (обременений) прав, заявленных в судебном порядке прав требования, возражений в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, правопритязаний и других сведений является получение выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН).
С 1 января 2017 года законодатель существенно увеличил количество видов выписок из ЕГРН не только для проверки юридической чистоты предстоящей сделки, но и для оформления наследства, обращения в суд в целях защиты (оспаривания) прав на недвижимое имущество, оформления ипотечного кредита, оказания целого ряда государственных и муниципальных услуг, а также для других случаев.
Порядок предоставления сведений из ЕГРН как на бумажных носителях, так и в электронном виде регламентирован ст.ст. 62, 63 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации), приказом Минэкономразвития РФ от 23.12.2015 № 968 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» (далее – Порядок). Порядком утверждены единая форма запроса на предоставление сведений из ЕГРН, требования к содержанию запроса как в бумажном виде, так и в электронном, способы их представления в орган, осуществляющий регистрацию прав, порядок направления органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, документов, в виде которых предоставляются сведения из ЕГРН.
В настоящее время заявитель, независимо от места своего нахождения, может получить информацию из ЕГРН о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, расположенные в любом субъекте Российской Федерации, как в виде бумажного документа, так и в электронном виде. При этом срок подготовки таких документов сокращен до трех дней.
Следует отметить, что сведения по запросам от нотариусов, поступающим в электронном виде, готовится незамедлительно, но не позднее следующего рабочего дня после дня направления соответствующего запроса. В случае обращения в многофункциональный центр (МФЦ) срок предоставления сведений увеличится на 2 рабочих дня в связи с необходимостью транспортировки документов.
Запрос о предоставлении сведений из ЕГРН можно подать несколькими способами, в нужном для заявителя месте и в удобное для него время:
– в виде бумажного документа, который заявитель получает непосредственно в органе регистрации прав или МФЦ при личном обращении;
– в виде бумажного документа – путем его отправки по почте;
– в электронной виде – путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.ru);
– в электронном виде посредством отправки электронного документа с использованием веб-сервисов.
Все документы, которые можно получить по запросам о предоставлении сведений из ЕГРН, можно условно разделить на две группы: информация открытого и закрытого характера.
К сведениям ограниченного (закрытого) доступа относятся: сведения о правах отдельного лица на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимости; сведения о содержании правоустанавливающего документа; сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным; информация о лицах, получивших сведения об объекте недвижимости. Также к сведениям ограниченного доступа относится предоставление копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.
Следует обратить внимание, что при направлении запроса о предоставлении сведений ограниченного доступа по почте подпись лица, запрашивающего сведения ограниченного доступа, а также верность копий документов, необходимых для приложения к нему, должны быть засвидетельствованы в нотариальном порядке. При направлении запроса о предоставлении сведений ограниченного доступа в электронном виде путем заполнения его формы на официальном сайте Росреестра в сети Интернет (https://.rosreestr.ru), запрос должен быть заверен усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
К общедоступным (открытым) сведениям относятся сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости и сведения о переходе прав на объект недвижимости, требующие заверения ЭЦП.
С появлением возможности получения сведений из ЕГРН в электронном виде популярность данной услуги с каждым годом растет, так как имеет ряд преимуществ.
Взаимодействие с заявителем в электронном виде направлено на улучшение качества предоставления государственных услуг, уменьшение временных и материальных затрат заявителя, комфортные условия получения услуги, возможность в любое удобное время заполнить форму запроса на предоставление сведений из ЕГРН. При заполнении формы запроса на официальном сайте Росреестра в сети Интернет заявители могут выбрать наиболее удобный для них способ получения сведений из ЕГРН: в электронном виде или в виде бумажного документа. Сведения из ЕГРН, предоставляемые в электронной форме, имеют такую же юридическую силу, как и сведения из ЕГРН, предоставленные в виде бумажного документа, так как электронный документ заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа, осуществляющего государственную регистрацию прав.
Стоит упомянуть, что законодательством предусмотрена плата за предоставление сведений из ЕГРН.
Частью 1 статьи 63 Закона о регистрации указаны заявители, по запросам которых сведения предоставляются бесплатно, по остальным запросам информация выдается за плату. Размер такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливается органом нормативно-правового регулирования.
Внесение платы осуществляет лицо, подавшее запрос. Одному запросу должен соответствовать один документ, подтверждающий внесение платы.
Приказом Минэкономразвития РФ № 967 от 23.12.2015 г. «Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации» установлен порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений.
В соответствии с тарифами заявитель, получающий услуги по предоставлению сведений из ЕГРН в электронном виде, вносит оплату по более дешевым тарифам, что также является преимуществом.
В таблице приведены тарифы на предоставление сведений из ЕГРН с 01.01.2017 года.
Вид документа |
Форма предоставления сведений, заявитель |
||||
в виде бумажного документа |
в виде электронного документа |
||||
физические лица, органы государственной власти, иные государственные органы <*> |
юридические лица <*> |
физические лица, органы государственной власти, иные государственные органы <*> |
юридические лица <*> |
||
копия договора или иного документа, выражающего содержание односторонней сделки, совершенной в простой письменной форме, содержащегося в реестровом деле (кроме предприятия как имущественного комплекса), за 1 единицу в рублях. |
300 |
950 |
150 |
400 |
|
копия договора или иного документа, выражающего содержание односторонней сделки с предприятием, совершенной в простой письменной форме, содержащегося в реестровом деле на предприятие как имущественный комплекс, за 1 единицу в рублях. |
950 |
1400 |
400 |
500 |
|
копия межевого плана <**>, технического плана <***>, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию за 1 единицу в рублях. |
1500 |
4500 |
500 |
950 |
|
копия документа, на основании которого в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о территории кадастрового квартала (территории в пределах кадастрового квартала), территориальной зоне, зоне с особыми условиями использования территории, территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, территории опережающего социально-экономического развития, зоне территориального развития в Российской Федерации, об игорной зоне, о лесничестве, лесопарке, об особо охраняемой природной территории, особой экономической зоне, охотничьих угодьях, за 1 единицу в рублях |
1500 |
4500 |
500 |
950 |
|
копия иного документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости, за 1 единицу в рублях. |
400 |
1100 |
200 |
450 |
|
выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, за 1 единицу в рублях. |
750 |
2200 |
300 |
600 |
|
выписка из Единого государственного реестра недвижимости о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным за 1 единицу в рублях. |
950 |
- |
400 |
- |
|
выписка из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве за 1 единицу в рублях. |
1500 |
2950 |
700 |
1400 |
|
выписка о содержании правоустанавливающих документов, за 1 единицу в рублях. |
600 |
1700 |
400 |
800 |
|
аналитическая информация |
1500 |
4500 |
300 |
600 |
|
выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости |
400 |
1100 |
250 |
700 |
|
выписка из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости |
400 |
1100 |
250 |
500 |
|
выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости |
на территории 1 субъекта Российской Федерации |
650 |
1800 |
400 |
650 |
на территории от 2 до 28 субъектов Российской Федерации |
1250 |
2500 |
500 |
850 |
|
на территории от 29 до 56 субъектов Российской Федерации |
1550 |
2800 |
650 |
1000 |
|
на территории 57 и более субъектов Российской Федерации |
1800 |
3000 |
750 |
1100 |
|
выписка о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов. |
400 |
1100 |
250 |
700 |
|
кадастровый план территории. |
1500 |
4500 |
300 |
600 |
|
выписка о зоне с особыми условиями использования территорий, территориальной зоне, территории объекта культурного наследия, территории опережающего социально-экономического развития, зоне территориального развития в Российской Федерации, игорной зоне, лесничестве, лесопарке, особо охраняемой природной территории, особой экономической зоне, охотничьем угодье, береговой линии (границе водного объекта), проекте межевания территории. |
1500 |
4500 |
300 |
600 |
|
выписка о границе между субъектами Российской Федерации, границе муниципального образования и границе населенного пункта. |
1500 |
4500 |
300 |
600 |
|
справка о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества. |
400 |
1100 |
250 |
700 |
Так, получение сведений из ЕГРН в виде электронного документа менее затратно, чем в бумажном виде.
Следует обратить внимание, что внесенную плату можно вернуть, оформив соответствующее заявление, при наличии оснований для возврата, например, внесение денежных средств в большем объеме. Нужно отметить, что внесенная плата не возвращается в случае отсутствия в ЕГРН запрашиваемых сведений.
Сведения из ЕГРН предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, исключительно по запросам.
Для получения сведений, содержащихся в ЕГРН, заинтересованным лицам необходимо обращаться в офисы МФЦ.
Ольга Кучкова,
специалист-эксперт отдела ведения
Единого государственного реестра недвижимости
Управления Росреестра
по Омской области.
Юридическая ответственность – это система принудительных мер, применяемых к нарушителям земельного законодательства в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения правонарушений и восстановления нарушенных прав. Это также одна из мер охраны земель, нацеленная на поддержание порядка землепользования, защиту субъективных прав на землю.
Под земельным правонарушением понимают виновное противоправное деяние, направленное против установленного земельного законодательства, препятствующее осуществлению земельных прав и интересов юридических лиц и граждан, причиняющее вред земле как природному ресурсу, здоровью и имуществу людей, влекущее за собой установленную законом юридическую ответственность.
Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права, а также нормами соответствующих процессуальных отраслей. При этом в большинстве случаев положения земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству – Уголовному и Гражданскому кодексам, Кодексу об административных правонарушениях.
В качестве субъекта правонарушения может выступить как физическое лицо, так и организация. При этом незаконное деяние может быть признано таковым лишь в том случае, если имеют место доказательства, подтверждающие этот факт. Также следует учитывать и психологическую составляющую, а именно – отношение виновного лица к собственному проступку, например, нарушение по неосторожности или умыслу. Данный фактор во многом влияет на выявление характера противозаконных действий, определение вида ответственности и дальнейшее наказание.
При принятии решения относительно меры наказания учитывается множество факторов. Основным является вид ответственности, определяемый на основании состава и характеристик совершенных деяний. При этом каждая форма имеет свои нюансы и относится к той отрасли законодательства, которая содержит соответствующие правовые нормы, регулирующие конкретное правонарушение.
Законодательством закреплены четыре основные формы юридической ответственности за земельные правонарушения (обозначены в главе XIII Земельного Кодекса РФ):
Каждая из этих правовых форм ответственности применяется за совершение соответствующего правонарушения.
Дисциплинарная ответственность за совершение земельных правонарушений предусмотрена статьей 75 Земельного кодекса РФ. В соответствии с данной статьей должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на земли, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Дисциплинарная ответственность в настоящее время используется недостаточно. Это связано с тем, что в обществе существует стереотип о ее неэффективности.
Уголовная ответственность применяется при совершении таких правонарушений, которые квалифицируются как преступления. Уголовная ответственность за земельные преступления применяется в соответствии с УК РФ.
Субъектами уголовной ответственности могут быть только физические лица, которые в уголовном праве делятся на две группы – граждан и должностных лиц. Меры уголовной ответственности применяются только в судебном порядке в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Вынесению решения суда предшествует проведение следствия правоохранительными органами. Вынесенный судом обвинительный приговор служит основанием применения к правонарушителю уголовных санкций. Уголовные санкции, применяемые к нарушителям земельного законодательства, включают штраф, исчисляемый относительно минимального размера оплаты труда, обязательные или исправительные работы, ограничение или лишение свободы. Привлечение лица, виновного в совершении земельного преступления, не освобождает его от обязанности устранить допущенное правонарушение и возместить причиненный вред.
Уголовная ответственность применяется за преступления и включает в себя самые строгие меры государственного принуждения. Порядок ее осуществления регламентирован законодательством наиболее детально.
Гражданско-правовая и земельно-правовая ответственность называется также имущественной ответственностью за ущерб, причиненный имуществу граждан и юридических лиц, а также жизни и здоровью людей.
Гражданско-правовая ответственность выражается в возмещении убытков, вреда и др. Убытки, причиненные в результате нарушения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Ущерб возмещается добровольно либо в исковом порядке по решению судов (по спорам между гражданами и по решению арбитражных судов – по спорам между юридическими лицами и предпринимателями без образования юридического лица).
При осуществлении функций государственного земельного надзора специалисты Управления Росреестра по Омской области выявляют нарушения земельного законодательства. Правонарушители, совершившие данные нарушения, привлекаются к административной ответственности.
Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Субъектами земельных правонарушений, за которые применяются меры административной ответственности, могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Она наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Существенной особенностью административной ответственности является то, что она выражается, как правило, в виде административного штрафа или предупреждения.
Административный штраф является денежным взысканием и выражается в рублях.
Предупреждение выносится в письменной форме, устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Внесение изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части размера штрафов в 2015 году повлекло за собой значительное уменьшение нарушений требования земельного законодательства и как следствие – уменьшение количества привлеченных к административной ответственности.
Так, специалистами Управления в 2017 году к административной ответственности было привлечено 299 нарушителей земельного законодательства. Данный показатель значительно ниже по сравнению с 2016 и 2015 годами (2016 г. – 508 нарушителей, 2015 г. – 897 нарушителей).
Анастасия Исланова,
специалист-эксперт
отдела государственного земельного надзора
Управления Росреестра
по Омской области.