Управлением Росреестра по Омской области с 1 июля 2021 года федеральный государственный земельный контроль (надзор) осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В 2022 году Правительством Российской Федерации внесен ряд важных изменений в деятельность контрольных (надзорных) органов.
Согласно ограничениям, введенным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», в 2022 году плановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) Управлением не проводятся.
В свою очередь внеплановые проверки до конца текущего года проводятся по исключительным основаниям, а именно по согласованию с органами прокуратуры в случае:
– непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
– непосредственной угрозы обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;
– непосредственной угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.
Без согласования с органами прокуратуры внеплановые проверки могут проводиться только по поручению Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, а также по требованию прокурора.
В нашей стране понятие «кадастровый инженер» как новая специальность в области учета недвижимого имущества появилось в 2007 году. Название профессии происходит от французского слова «сadastre», что означает «опись имущества».
В настоящее время кадастровый инженер – это и землеустроитель, исполняющий задачи по межеванию земельных участков, и инженер, который может описать в техническом плане любую недвижимость. От качества работы кадастрового инженера зависит правильность осуществления кадастрового учета любого объекта недвижимости и последующее оформление прав на него.
Многих собственников объектов недвижимости интересует, куда можно обратиться в том случае, если необходимая документация кадастровым инженером подготовлена с явными нарушениями (например, внесены недостоверные данные о земельном участке, незаконно присвоена часть земли соседнего участка благодаря «перестановке» границ). В результате неправильно оформленной документации собственнику может быть отказано в регистрации объекта недвижимости.
Согласно статье 29 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» для получения права заниматься профессиональной деятельностью кадастровый инженер должен быть членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Это важное условие, которое одновременно является рычагом давления на кадастрового инженера.
Саморегулируемые организации в сфере кадастровой деятельности – это объединения кадастровых инженеров, созданные в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства, на добровольной основе, с целью обеспечения условий для профессиональной деятельности, установления обязательных для всех членов стандартов и правил профессиональной и предпринимательской деятельности, а также с целью контроля за соблюдением стандартов и правил.
В Омской области продолжают выявлять земли, пригодные для строительства жилья.
За III квартал 2022 года в Омской области выявлено дополнительно 95 участков общей площадью 365 га, пригодных для строительства многоквартирных и индивидуальных жилых домов.
Теперь сформированный в регионе банк данных для жилищного строительства содержит сведения в отношении 396-ти земельных участков общей площадью более 966 га и обладающих потенциалом в 1,6 млн квадратных метров жилья (в июне 2022 года числился 301 земельный участок общей площадью 601 га). Всего в текущем году «Банк земли» пополнился на 101 земельный участок и 6 территорий общей площадью более 430 га.
Планомерная работа по анализу эффективности использования земель в регионах начата в мае 2020 года в соответствии с поручениями Президента и Правительства РФ и ведется территориальными органами Росреестра совместно с представителями органов исполнительной власти Омской области и органов местного самоуправления в рамках действующего штаба.
С целью реализации данного проекта членами штаба проанализировано рациональное использование земельных участков, незастроенных земель и территорий в регионе, которые могут быть в дальнейшем вовлечены в оборот жилищного строительства.
В качестве населенного пункта, имеющего потенциал развития жилищного строительства, определен административный центр Омской области – город Омск и прилегающая к нему территория в пределах 30-километровой зоны от границ регионального центра, а также город Калачинск, c. Азово, с. Сосновка, с. Березовка, д. Гауф Азовского немецкого национального муниципального района Омской области.
В целях вовлечения в оборот неиспользуемых земельных участков, пригодных для жилищного строительства, на базе сервиса официального сайта Росреестра «Публичная кадастровая карта» (http://pkk.rosreestr.ru/) создан единый информационный ресурс «Земля для застройки», в котором наглядно отображена информация о неиспользуемых земельных участках, имеющих потенциал. Сегодня в нем содержатся сведения о 62 земельных участках Омской области, находящихся в государственной, муниципальной собственности.
– Единый информационный ресурс «Земля для стройки – это хорошая возможность для граждан, бизнеса и застройщиков подобрать пригодный для строительства жилья земельный участок в режиме онлайн. Сервис поможет инвестиционному развитию региона, повысит эффективность использования земельных ресурсов, улучшит комфортность проживания, – отметила заместитель Министра имущественных отношений Омской области Ольга Лузина.
Пресс-служба Управления Росреестра по Омской области
Упростился порядок постановки на государственный кадастровый учет жилого дома, расположенного на земельном участке под садоводство
Многие граждане проживают в жилых домах, построенных на земельных участках, которые предназначены для ведения садоводства, и не задумываются о том, что такие дома являются самовольным строительством, если право собственности на них не оформлено в установленном законом порядке.
Что же делать для того, чтобы поставить жилой дом, расположенный на землях садоводческих товариществ, на кадастровый учет и зарегистрировать свои права на него?
До 1 марта 2031 года действует так называемая «дачная амнистия», которая устанавливает упрощенную процедуру постановки на кадастровый учет и регистрации права на жилой дом, возведенный на земельном участке для ведения садоводства, и исключает необходимость уведомления органа местного самоуправления о планируемом строительстве и об окончании строительства такого объекта недвижимости.
В Министерстве имущественных отношений Омской области 14 сентября был проеден обучающий семинар для органов местного самоуправления по вопросам выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, в котором приняли участие представители Управления Росреестра по Омской области.
В рамках семинара сотрудниками Управления была оказана методическая помощь специалистам органов местного самоуправления, а также даны разъяснения по проблемным вопросам, возникающим в процессе выявления правообладателей объектов недвижимости.
Так, заместитель руководителя омского Росреестра Анжелика Иванова выступила с докладом, в котором довела до сведения представителей органов местного самоуправления информацию о их праве обеспечивать проведение государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаражей для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства, а также на находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства, если от гражданина поступило заявление на проведение учетно-регистрационных действий.