К числу требований, проверяемых Росреестром и его территориальными органами в рамках осуществления государственного земельного надзора, относятся:
требования о недопущении самовольного занятия земельного участка или его части, в том числе использование участка лицом, не имеющим на него прав;
требования о переоформлении организациями права постоянного бессрочного пользования земельным участком на право аренды или собственности;
требования об использовании участков по целевому назначению согласно категории земель и (или) разрешенному использованию;
Подробнее: Соблюдение прав проверяемых лиц при осуществлении государственного земельного надзора
Государственная геодезическая сеть (далее – ГГС) представляет собой совокупность геодезических пунктов, расположенных равномерно по всей территории и закрепленных на местности специальными центрами, обеспечивающими их сохранность и устойчивость в плане и по высоте в течение длительного времени.
Пункт геодезической сети (геодезический пункт) – это сооружение, которое включает центр геодезического пункта и внешнее оформление, к которому относятся железобетонные, металлические или асбоцементные опознавательные столбы с охранными таблицами и надписями «Геодезический пункт. Охраняется государством», опознавательные канавы вокруг наружных знаков или центров, ограды, курганы, валы из камней, деревянные срубы, заполненные грунтом и т.д.
Подробнее: Охрана пунктов государственной геодезической сети
В июне 2018 года в Управление Росреестра по Омской области в электронном виде поступило более 4000 заявлений на государственную регистрацию прав. Всего за первое полугодие 2018 года государственными регистраторами Управления рассмотрено более 48 тысяч заявлений, представленных в электронном виде, что почти пять раз превышает количество заявлений рассмотренных за аналогичный период 2017 года.
Указанные цифры свидетельствуют о растущей популярности электронного способа подачи заявлений у жителей Омской области, о доступности электронных услуг Росреестра и о результативности проводимой омским Росреестром работы по популяризации электронных услуг, развитие которых является одним из приоритетных направлений деятельности Росреестра.
Ознакомиться с информацией об электронных услугах и сервисах Росреестра и получить услуги в электронном виде можно на официальном сайте Росреестра по адресу www.rosreestr.ru
Для удобства пользователей на официальном сайте Росреестра создан и функционирует электронный сервис «Личный кабинет правообладателя», с помощью которого можно не только подать заявления в электронной форме на получение основных государственных услуг Росреестра, в том числе на государственную регистрацию прав, а также получить актуальную информацию о своем недвижимом имуществе, в том числе расположенном не только в Омской области, но и на территории всей страны.
Напоминаем, что в Управлении Росреестра по Омской области на постоянной основе функционирует Школа электронных услуг Росреестра, слушателями которой могут стать все желающие разобраться в правовых и технических вопросах электронного взаимодействия с Росреестром.
Занятия в «Школе электронных услуг Росреестра» проходят ежемесячно по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 56. Предварительная запись осуществляется по адресу электронной почты Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
С начала года Управление Росреестра по Омской области приняло и одобрило более 110 заявлений в рамках «лесной амнистии»
По официальным данным, представленным Росреестром, на территории Российской Федерации насчитывается более 377 тысяч земельных участков, которые имеют подтвержденные пересечения с землями лесного фонда. С учетом того, что большинство лесных участков не имеет точно установленных границ, и у половины иных участков также нет точных границ, то число «скрытых» пересечений по расчетам специалистов может достигать 1.7 миллионов гектар.
Успешно реализованный на практике закон № 280-ФЗ, получивший название о «лесной амнистии», призван изменить порядок определения границ земельных участков, находящихся в составе земель лесного фонда, и устранить взаимоисключающие сведения в Государственном лесном реестре и Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН). Причем, сведения ЕГРН в свете закона имеют приоритет перед сведениями Государственного лесного реестра.
В первой половине 2018 года в рамках реализации статьи 60.2 закона
№ 218-ФЗ, определяющей особенности учетно-регистрационных действий в отношении земельных участков различных категорий, пересекающихся с земельными участками лесного фонда, в орган регистрации прав поступило 111 заявлений, подпадающих под применение указанной нормы, в отношении всех были приняты положительные решения.
В настоящее время увеличивается количество случаев применения статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ по инициативе правообладателей. Управлением и филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области совместно с Управлением лесного хозяйства проводятся работы по выявлению лесных участков, имеющих, по сведениям ЕГРН, пересечение границ или совпадение адреса (описания местоположения) с другими объектами землепользования.
В результате совместной работы были сформированы перечни земельных участков, являющихся лесными в соответствии с ГЛР (Государственным лесным реестром), а в соответствии с ЕГРН – имеющими иную категорию земель.
Таким образом, если границы земельного участка, предоставленного гражданину, пересекают границы лесного участка, орган регистрации прав в силу прямого указания закона вправе самостоятельно устранить такое пересечение в пользу собственника земельного участка. Границы лесного участка в данном случае подлежат исправлению с учетом местоположения границ земельного участка. В составленные перечни вошло 1287 земельных участков имеющих пересечения с лесными участками по результатам отработки которых, приняты решения о необходимости приведения в соответствие сведений ЕГРН и/или ГЛР в отношении порядка 173 земельных участков и об исключении из ГЛР сведений о 107 лесных участках. Управление совместно с органами государственной власти Омской области приложат все усилия для проведения намеченных работ. Для устранения пересечений границ земельных участков с участками лесного фонда собственнику земельного участка необходимо обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении изменений в сведения ЕГРН, с предоставлением межевого плана на земельный участок. Если же правообладатель земельного участка имеет вступившее в силу решение суда о прекращении его права собственности на земельный участок, в связи с наложением границ на земли лесного фонда, в течение года со дня вступления в силу ФЗ-280 (от 29.07.2017) он имеет право на обращение в суд за восстановлением прекращенных прав.
По официальным данным Управления Росреестра по Омской области общее количество зарегистрированных сделок с жилыми помещениями с использованием ипотечного кредитования за первое полугодие 2018 года составило 7118.
С помощью ипотечного кредита можно приобрести квартиру в многоквартирном доме, комнату, жилой дом, погасить ранее выданный кредит для покупки жилья, приобрести жилое помещение на этапе строительства путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов.
Согласно Федеральному Закону «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 № 102-ФЗ регистрация ипотеки в Росреестре представляет собой процедуру, которую необходимо пройти в обязательном порядке. Государственная регистрация ипотеки в силу закона осуществляется на основании заявления залогодержателя или залогодателя либо нотариуса, удостоверившего договор, влекущий за собой возникновение ипотеки в силу закона, без уплаты государственной пошлины. Государственная регистрация ипотеки в силу закона осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности лица, чьи права обременяются ипотекой, если иное не установлено федеральным законом.
Регистрация осуществляется в течение:
–пяти рабочих дней, с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов;
–семи рабочих дней, с даты приема многофункциональным центром (МФЦ) заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов.
При приобретении жилья за счет кредитных средств заключаются два самостоятельных договора – кредитный договор с банком и договор купли-продажи с использованием кредитных средств между продавцом и покупателем недвижимости, в которых содержится условие об ипотеке приобретаемого объекта. Договор купли-продажи с использованием кредитных средств, влекущий возникновение ипотеки в силу закона, не подлежит государственной регистрации, однако переход права собственности и сама ипотека должны быть зарегистрированы в установленном законном порядке. Стоит отметить, что договором может быть предусмотрена выдача закладной, то есть ценной бумаги, удостоверяющей, в частности, право ее законного владельца на получение исполнения по денежным обязательствам, обеспеченным ипотекой, без представления других доказательств существования этих обязательств.
Регистрация обременений и перехода прав возложена на территориальные органы Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии.
Напоминаем, что существует ряд ситуаций, когда имущество не может быть предметом ипотеки. Таковыми являются дома и квартиры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и имущество, которое нельзя приватизировать (служебное жилье и иные виды специализированного жилищного фонда). Это имеет отношение и к следующим земельным участкам (если вы оформляете ипотеку на покупку земельного надела):
–участкам, находящимся в собственности государства;
–землям, не изъятым из оборота по каким-либо причинам и меньше установленного размера;
–участкам, не выделенным из земельных владений общественной собственности.
Кроме того, договор об ипотеке нельзя заключить при невозможности и отсутствии дать залоговую оценку объекту недвижимого имущества. Если учесть все эти нюансы, то оформление ипотеки станет для вас максимально быстрым и комфортным.