Ни для кого не секрет, что земля и ее ресурсы являются главным богатством природы, основой жизнедеятельности и условием существования каждого из нас. История развития человечества неразрывно связана с борьбой за обладание землей. Земля имеет особую социальную ценность и значимость, прежде всего, как природный ресурс, как территория и как недвижимость, непрерывно воспроизводящая материальные блага и выполняющая ряд других жизненно важных функций. Она является необходимым материальным условием существования человека и всякого процесса производства.
Рациональное использование земельных участков, охрана земельных ресурсов, соблюдение установленных законом требований являются насущной проблемой нашей страны, подход к решению которой должен носить комплексный характер.
В настоящее время большое внимание уделяется государственному земельному надзору, что свидетельствует об актуальности земельного надзора и его эффективности.
Государственный контроль за использованием и охраной земель призван обеспечить исполнение земельного законодательства, соблюдение установленных требований, выполнение мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами. В современных условиях государственный контроль за рациональным использованием земель приобретает еще большее значение, чем раньше.
Подробнее: Земельный надзор и эффективность его осуществления
С введением Федерального Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) заявители, предоставляющие документы на государственную регистрацию, получили возможность использовать различные способы подачи документов, а также получения их после государственной регистрации.
Заключительным этапом государственной регистрации и (или) кадастрового учета является процесс выдачи документов. По общепринятым правилам документы выдаются заявителю по месту обращения за государственной услугой.
В заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявитель указывает о выдаче ему документов после регистрации прав при его личном обращении в многофункциональный центр либо в результате их почтового отправления.
Для активных пользователей интернет-сайтов государственных услуг и Росреестра законом предусмотрена электронная регистрация, результатом которой является выписка из ЕГРН, содержащая сведения о характеристике объекта недвижимости и зарегистрированных на него правах. Данный документ передается по электронному адресу, указанному в заявлении, в виде электронного образа, который подписан государственным регистратором усиленной квалифицированной электронной подписью.
В минувшем декабре в Управлении Росреестра по Омской области состоялось последнее в 2018 году занятие в «Школе электронных услуг Росреестра». В обучении приняли участие представители ПАО «Ростелеком» и правообладатель объектов недвижимости.
Руководитель школы Юлия Швецова рассказала о том, что развитие и популяризация электронных услуг является одним из приоритетных направлений деятельности Росреестра, на доступных примерах показала, как при помощи электронного сервиса «Личный кабинет» можно представлять заявления на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, а также получать сведения из ЕГРН, и проинформировала участников Школы о возможностях взаимодействия с ФГИС ЕГРН посредством веб-сервисов ведомства, инструкция по подключению к которым размещена на главной странице официального сайта Росреестра (по адресу: www.rosreestr.ru).
Подробнее: Занятие в омской «Школе электронных услуг Росреестра» состоится 23 января
Улучшить свои жилищные условия возможно как путем приобретения нового жилого помещения, так и путем изменения уже имеющегося. Второму варианту на текущий момент посвящены многие телепередачи, публикации в СМИ и в Интернете. Однако, проводя улучшение своих жилищных условий, часто ли мы задумываемся о том, может ли такое улучшение нарушить права иных лиц, проживающих в доме? Соответствуют ли наши действия правовым нормам?
Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) в статье 25 дал определение, какие работы можно отнести к переустройству жилого помещения, а какие к перепланировке.
Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, которые требуют внесения изменений в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения – изменение конфигурации помещения, также требующее внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Переустройство и (или) перепланировку жилого помещения необходимо проводить с соблюдением требований законодательства – по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Завершение переустройства и (или) перепланировки должно быть подтверждено актом приемочной комиссии.
На федеральном уровне полномочия по проведению земельного контроля (надзора) возложены на три ведомства: Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и их территориальные органы. Область ответственности каждого из этих ведомств определена постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении положения о государственном земельном надзоре».
Помимо государственного земельного надзора и муниципального контроля в сфере землепользования следует выделить еще и общественный земельный контроль.
В статье 72.1 Земельного кодекса Российской Федерации раскрыто определение данного понятия. Под этим термином следует понимать деятельность физических лиц, общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций, которая осуществляется для наблюдения за деятельностью государственных и муниципальных ведомств по принятию ими решений, затрагивающих интересы граждан и юридических лиц. Таким образом, роль общественного земельного контроля имеет двоякий характер: с одной стороны, это помощь официальным органам контроля, с другой – деятельность, связанная с защитой земельных прав конкретных субъектов.