Федеральным законом от 21.07.2014 № 234-ФЗ в Земельный кодекс были внесены изменения, расширяющие права должностных лиц органов государственного земельного надзора. В частности, теперь им предоставлено право на проведение административного обследования объектов земельных отношений, которому в Кодексе посвящена статья. 71.2.
Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами.
По сути, административное обследование является частью государственного земельного надзора, поскольку его результаты будут учитываться при составлении ежегодных планов проведения плановых проверок, а выявленные в ходе обследования признаки нарушения требований земельного законодательства являются основанием для проведения внеплановых проверок с последующим привлечением к административной ответственности в случае подтверждения правонарушений.
В отношении некоторых земель обследование будет производиться в приоритетном порядке.
Согласно утвержденным Правилам административное обследование проводится должностными лицами органов госземнадзора, также уполномоченными проводить плановые и внеплановые проверки в соответствии с земельным законодательством.
Проведение такого обследования осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений (земли, земельных участков или их части) и доступа должностных лиц на обследуемые объекты. Должностные лица вправе только запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, являющихся операторами государственных и муниципальных информационных систем, владельцами архивных фондов, необходимые для обследования документы. А далее они самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) должны проанализировать полученную информацию.
В соответствии с Правилами в отношении некоторых земель административное обследование производится в приоритетном порядке. Например, в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых выше удельного показателя кадастровой стоимости в соответствующем муниципальном образовании, или в отношении земель, востребованных в гражданском обороте (исходя из статистики сделок купли-продажи по данным ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним).
В приоритетном порядке также производится административное обследование в отношении сельскохозяйственных угодий, земель, используемых для ведения сельскохозяйственного производства и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (в частности, земельные участки, используемые для селекции, семеноводства, сортоиспытаний, разведения племенных животных и использования племенной продукции (материала), размещения коллекций генетических ресурсов растений, научно-исследовательских, опытно-учебных целей), а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Если обследованием не выявлены признаки нарушений, то правообладатель на три года застрахован от плановых проверок.
Результаты административного обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений (в случае выявления признаков нарушений земельного законодательства, по которым предусмотрена административная и иная ответственность) либо заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства.
Акт (заключение) составляется в форме электронного документа и подписывается квалифицированной электронной подписью, а если это невозможно — на бумажном носителе. Сами результаты обследования публикуются на официальном сайте осуществившего его органа земельного надзора.
Как уже отмечалось выше, результаты обследования будут использоваться при составлении ежегодных планов проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства. В том случае, если обследованием не выявлены признаки нарушения, объект земельных отношений не может включаться в план проверок в течение трех лет со дня его проведения, а следующее административное обследование такого объекта проводится через два года с даты утверждения заключения.
Поскольку привлекать к административной ответственности за нарушение требований земельного законодательства могут не только органы земельного надзора, Правительство РФ предусмотрело в Правилах передачу результатов обследования соответствующим органам для последующего проведения ими проверок, по результатам которых и будут приниматься решения о санкциях.
Управлением Росреестра по Омской области (далее – Управление) на 3 квартал 2015 года утверждены планы проведения административного обследования. Общее количество земельных участков, включенных в планы проведения административного обследования, составляет 111 участков. Кроме того, Управлением в случае поступления обращений, указывающих на наличие нарушений земельного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями проводится административное обследование указанного в обращении земельного участка с целью подтверждения факта нарушения (либо его отсутствия) для согласования с органами прокуратуры проведения внеплановой проверки.
Применение административного обследования земельных участков существенным образом скажется на эффективности осуществления государственного земельного надзора - результативности проведения проверок, поскольку при осуществлении данного мероприятия можно определить наличие или отсутствие нарушения земельного законодательства до проведения проверки в отношении того или иного лица. Тем самым исключить необоснованную проверку в отношении как юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и граждан.
Евгений Дингис,
начальник отдела
государственного земельного
надзора
Управления Росреестра
по Омской области.