Версия для
слабовидящих

Администрация Новоомского сельского поселения

Меню сайта

Обратная связь

Нажимая "отправить" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

Общая характеристика наркоситуации в Омской области

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

основных положений доклада о наркоситуации в Омской области

за 2017 год

Общая характеристика наркоситуации в Омской области

Проведенные мониторинговые исследования, анализ сведений оперативного характера свидетельствуют о том, что наркоситуация на территории области в 2017 году оставалась сложной, несмотря на некоторые позитивные изменения.

Анализ данных органов здравоохранения показывает, что в 2017 году уровень смертности от передозировки наркотиками увеличился по сравнению с прошлым годом на 66,1% (с 68 до 113).

Между тем, абсолютное число потребителей, зарегистрированных в органах здравоохранения снизилось на 1,6 % или 130 человек и составило по итогам 2017 года 8068 лиц (2016 год - 8198).

 

 

Помимо наличия спроса на психоактивные вещества, вызванного значительным количеством лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, одними из основных факторов, осложняющих криминогенную ситуацию в сфере незаконного оборота наркотиков на территории Омской области, является:

  • географическое положение области на пути «северного маршрута» доставки наркотических средств из Афганистана и стран Центрально- Азиатского региона (далее - ЦАР) в регионы РФ и в страны Европы. Омская область - субъект Российской Федерации, входящий в состав Сибирского федерального округа, занимает площадь в 141,1 тысяч км“, граничит с Тюменской областью на западе и севере, Новосибирской и Томской областями на востоке, с двумя областями Республики Казахстан на юге: Северо-Казахстанской и Павлодарской.
  • формированию устойчивых каналов контрабанды наркотиков и их транзиту по территории области способствуют наличие протяженной границы с Республикой Казахстан (1020 км), аэропорта международного сообщения, а также разветвленная сеть крупных железнодорожных и автомобильных магистралей федерального значения.

Сухопутный участок границы проходит по открытой местности, доступной для движения транспортных средств в любом направлении практически в любое время года, а действующая, в настоящее время, система защиты и охраны государственной границы (отсутствие на границе демаркационной линии, специальных инженерно-технических сооружений, сплошной системы пограничного и таможенного контроля) не в состоянии обеспечивать национальную безопасность.

В настоящее время пограничный контроль на омском участке российско- казахстанской государственной границы осуществляется при отсутствии других государственных контрольных органов по разработанным и утвержденным Технологическим схемам организации пропуска через государственную границу России лиц, транспортных средств, товаров и животных. Отсутствие у пограничных, таможенных, других правоохранительных органов возможностей и правовых оснований осуществлять полный досмотр подвижного состава и перевозимых грузов, позволяет использовать железнодорожный и другой вид транспорта для организации контрабанды наркотиков.

  • создание Таможенного союза и образование Единого экономического пространства способствовали упрощению процедуры перемещения товаров и грузов, следующих через государственную границу России. В связи с этим, с 1 июля 2010 года в пограничных пунктах пропуска прекращено таможенное оформление товаров и грузов, следующих через российско- казахстанский участок и с аналогичного периода 2011 года, осуществлен вынос из пунктов пропуска всех видов контроля, кроме пограничного. В результате существенно снижена эффективность досмотра значительного объема сельхозпродукции, ввозимой из стран ЦАР.
  • значительное число иностранных граждан, находящихся на территории региона, в том числе прибывших из стран ЦАР. При этом, безвизовый въезд на территорию России по внутренним гражданским паспортам и незначительные штрафы за отсутствие регистрации позволяют иностранным гражданам и лицам без гражданства беспрепятственно менять места проживания и корректировать наркотрафик в зависимости от сложившейся ситуации.

Так, в течение 12 месяцев 2017 года Управлением по вопросам миграции УМВД России по Омской области на миграционный учет по месту пребывания поставлено 83039 (АППГ — 76058) иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе 70946 или 85,4 % (АППГ — 77%) из стран СНГ. По состоянию на 01.01.2018 5044 иностранных гражданина приобрели гражданство России в Омском регионе (АППГ- 5753).

  • наличие на территории области учреждений пенитенциарной системы, в которых содержится значительное число отбывающих наказание осужденных и лиц, находящихся под следствием.
  • высокий уровень наркопреступности.

Складывающейся на территории Омской области криминогенная обстановка в сфере незаконного оборота наркотиков в 2017 году характеризуется увеличением общих показателей оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов.

По данным информационного центра УМВД в 2017 году на территории региона зарегистрировано 28467 преступления (2016 год - 29352). Количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ, а также их аналогов[1], в отчетном периоде составило 3012 (увеличение на 7,6% к

уровню АППГ“ - 2799), а их доля в общем объеме региональной преступности увеличился с 9,5% до 10,6%. В 2017 году отмечается рост зарегистрированых наркопреступлений практически во всех муниципальных образованиях, за исключением только в Азовском, Любинском, Москаленском, Одесском,Таврическом, Тарском, Черлакском муниципальных районах области.

По-прежнему, в структуре наркопреступлений преобладают тяжкие и особо тяжкие (84,1%), связанные с хранением наркотических средств (44,4%), совершенные в крупных и особо крупных размерах (67,2%), связанные со сбытом подконтрольных веществ (54,3%). В структуре наркопреступности доля вышеуказанных составов преступлений практически полностью соответствует АППГ.

Анализ распространенности наркопреступности показывает, что 2542 или 84,4% преступлений зарегистрировано в областном центре. На территории сельских районов области наибольшее распространение наркопреступления получили в Исилькульском, Калачинском, Нововаршавском, Омском, Тарском и Черлакском, которые являются крупными сельскими поселениями, расположенными вокруг областного центра, и являются транзитной территорией доставки наркотиков из г. Омска в муниципальные районы области и обратно, а также могут служить перевалочной базой для складирования подконтрольных веществ. При этом, необходимо отметить, что удельный вес наркопреступлений в общем количестве зарегистрированных преступных деяний в среднем по районам области (4,5%) почти в три раза ниже, чем в областном центре (14,2%).

В отчетном периоде по уголовным делам, находившимся в производстве правоохранительных органов области, зарегистрировано:

  • 1337 (АППГ - 1210; 127 или 10,5%) преступлений по ст. 228 УК РФ, связанных с хранением наркотиков;
  • 1636 (АППГ - 1542; 94 или 5,8%) преступления по ст. 228.1 УК РФ, связанных со сбытом наркотиков;
  • 12 (АППГ - 12) преступлений по ст. 232 УК РФ, связанных с организацией и содержанием притонов для потребления наркотических средств. Деятельность большинства наркопритонов пресечена на территории г. Омска, а также в Тарском районе. Из числа выявленных наркопритонов в большинстве употреблялись как опиаты, так и наркотики синтетического происхождения;
  • 1 (АППГ —2; -1 или 50%) преступления по ст. 174.1 УК РФ, связанных с легализацией преступных доходов;
  • 17 (АППГ - 26; -9 или 34,6%) преступлений по ст.ст. 226.1, 229.1 УК РФ, связанных с контрабандой наркотических средств и сильнодействующих веществ. При этом контрабанд с установленным лицом в 2017 году (14) выявлено на 1 преступление больше чем в АППГ (13).

В отчетном периоде правоохранительными органами на территории области выявлено 1253 (АППГ - 819) административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В том числе:

  • 763 (АППГ - 341) правонарушение по ст. 6.9 КоАП РФ;
  • 52 (АППГ - 44) по ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ;
  • 156 (АППГ - 138) по ст. 6.8 КоАП РФ;

-12 (АППГ-7) по ст. 6.16 КоАП РФ;

  • 38 (АППГ - 14) по ст. 10.5 КоАП РФ;
  • 51 (АППГ - 52) по ст. 20.22 КоАП РФ.

По ст. 12.8 КоАП РФ, случаев управления транспортным средством в состоянии наркотического опьянения на территории Омской области не выявлено.

В 2017 году административные протоколы составлены в отношении 16 юридических и 999 физических лиц, из которых 32 являются несовершеннолетними, 102 - женщины, 419 - в возрасте от 18 до 29 лет, 6 - иностранных граждан.

На 480 (АППГ - 240) правонарушителей судами Омской области возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия в связи с потреблением наркотических средств без назначения врача. В отношении 224 лиц (АППГ - 97), уклоняющихся от возложенной судом обязанности прохождения диагностики в связи с потреблением наркотических средств, составлено 169 (АППГ - 99) административных протоколов по ст. 6.9.1 КоАП РФ.

В отчетном периоде раскрыто 1734 наркопреступлений (включая раскрытые прошлых лет), что на 5,9% больше, чем в АППГ (1637). При этом, УМВД раскрыто 1677 преступления (96,7%), УФСБ- 13, следственными органами Следственного комитета - 30.

Удельный вес раскрытых преступлений составил 58,9% (2016 - 53,1%).

Из общего числа раскрытых наркопреступлений:

428 (АППГ - 336) - связано со сбытом наркотиков;

  • (АППГ - 14) - с контрабандой наркотиков;
  • (АППГ - 14) - с организацией притонов;
  • (АППГ - 2) - с легализацией наркодоходов. Сумма легализованных денежных: средств или иного имущества по раскрытым преступлениям составила - 846 тыс. рублей.

Как показывает анализ, существенное влияние на наркоситуацию оказывает деятельность организованных преступных групп, в том числе с межрегиональными и международными связями, использующих современные средства связи, повышенную конспирацию, бесконтактные методы реализации наркотиков. Организаторы преступной деятельности, как правило анонимно, привлекают к сотрудничеству безработных из числа молодых людей 18-25 лет, обещая крупное вознаграждение за исполнение функций, связанных с бесконтактным получением в условных местах крупных партий наркотиков, перевозкой их между различными регионами, фасовкой на более мелкие партии, закладкой в тайники и сообщением диспетчеру мест нахождения тайников. Зачастую, молодые люди привлекаются в качестве закладчиков для работы в других регионах, не являющихся местом их постоянного проживания.

В прошедшем году в структуре раскрытых правоохранительными органами области наркопреступлений, доля совершенных в организованных формах увеличилась на 3,6% и составила 13,7% (АППГ- 10,1 %).

Всего за 12 месяцев 2017 года правоохранительными органами Омской области окончено предварительным расследованием 237 (АППГ - 166) преступлений, совершенных в организованных формах, в том числе:

  • 219 (АППГ - 137) - совершено группой лиц по предварительному сговору, из них 204 или 93,1% раскрыто УМВД, еще 15 преступление данной категории - другими правоохранительными органами;
  • 18 (АППГ - 29) - совершено в составе организованной группы, все раскрыты УМВД.

Всего по расследованным уголовным делам установлено 1514 (АППГ - 1464) лица, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, в том числе 29 (АППГ - 29) несовершеннолетних, 2 (АППГ - 5) апатридов и 21 (АППГ - 18) иностранных граждан (16 - граждан Казахстана, 2 - Узбекистана, 3 - иных государств).

По-прежнему основное число лиц, совершивших преступления, не имеет постоянных источников дохода (1128), в 2017 году их доля составила 74,5% (АППГ - 72,7%).

В течение 2017 года доля лиц, ранее совершавших преступления, снизилась с 67,2%) до 65,8%.

Правоохранительными органами Омской области на момент возбуждения уголовных дел из незаконного оборота изъято 314 239 грамм наркотических средств (АППГ - 260 466). Более половины (58,9%>) наркотиков было изъято на территории сельских районов области, прежде всего в Болыпереченском, Калачинском, Муромцевском, Одесском, Омском, Тарском муниципальных районах.

В структуре изъятых наркотиков преобладают «марихуана» - 263 949 грамм (АППГ- 176 091), синтетические наркотики - 31 767 грамм (АППГ- 65 465) и «героин» - 5 439 грамм (АППГ - 9 746) грамм.

В результате деятельности правоохранительных органов до потребителя не дошло около 861 тыс. разовых доз подконтрольных веществ, в структуре которых более 73,8% занимают синтетические наркотики, 6,3% - героин и около 15,3 % наркотические средства каннабисной группы.

Одним из факторов, оказывающих влияние на формирование наркорынка в области, по-прежнему является высокая доля синтетических наркотиков в незаконном обороте. По итогам 12 месяцев 2017 года в Омской области объем изъятых синтетических наркотиков превысил оборот героина в 5,9 раз. Стоимость разовой дозы потребления различных видов психоактивных веществ соизмерима со стоимостью дозы героина, при этом добавляется весомый фактор удобства их применения.

Несмотря на увеличение доли наркотиков синтетического происхождения, структура изымаемых из незаконного оборота наркотических средств по объему остается прежней, преобладают наркотики растительного происхождения, в том числе изготовленные из местного сырья. Так, наибольшее количество изъятых из незаконного оборота наркотиков (83,9%>) приходится на наркотики каннабисной группы. Это обусловлено, в том числе и наличием значительных естественных ареалов дикорастущей конопли, произрастающей на территории региона. В ходе комплексной оперативно­профилактической операции «Мак-2017» в Омской области выявлено и уничтожено свыше 134 гектаров дикорастущей конопли (АППГ - 116), на постоянной основе проводится работа с населением по разъяснению административной и уголовной ответственности за выращивание, сбор, перевозку и незаконный сбыт наркосодержащих растений, а также об ответственности земледельцев и землепользователей за непринятие мер по уничтожению выявленных очагов произрастания.

Наряду с наличием значительных площадей сельхозугодий, засоренных коноплей, вовлечению граждан в наркооборот способствует низкий уровень жизни населения в сельской местности. Согласно сведениям Омскстата в Омском регионе реальные денежные доходы населения в 2017 году снизились на 4,4 % по сравнению с 2016 годом, что способствовало естественному оттоку платежеспособного населения (миграционная убыль составила 9299 человек), уменьшению численности занятого населения на 8,3 тыс. человек и увеличению числа безработных до 74,8 тыс. человек.

Данные обстоятельства опосредованно объясняют переход значительного числа наркопотребителей на более дешевые виды наркотических средств каннабисной группы, изготавливаемых из произрастающей на территории Омской области конопли. Так, подавляющее большинство изъятий крупных партий марихуаны производится в муниципальных районах области (до 65% от общего объема), в том числе у ранее судимых лиц, а также у лиц, употребляющих ее с целью получения наркотического опьянения. Данная ситуация характерна для большинства районов области, но наиболее выражена в Болыпереченском, Калачинском, Муромцевском, Одесском, Омском, Полтавском, Тарском районах. Необходимо отметить, что марихуана, произведенная из местного сырья, в связи с низким содержанием в ней психоактивных веществ (основного алкалоида - тетрагидроканнабинола) потребляется в основном в местах ее произрастания лицами, осуществляющими сбор. Данная ситуация подтверждается результатами выявленных преступлений связанных с культивированием наркотик содержащих растений в 2017 году выявлено 6 преступлений данной категории (АППГ-1), из них 5 на территории областного центра и 1 на территории Болыпереченского района.

Исходя из анализа результатов работы правоохранительных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков можно выделить наиболее часто используемые каналы поступления подконтрольных веществ на территорию оперативного обслуживания, которые напрямую зависят от их вида:

  • наркотики каннабисной группы поступают в область преимущественно автомобильным или железнодорожным транспортом из Республики Казахстан, либо изготавливаются непосредственно на территории региона из дикорастущих растений;
  • наркотики опийной группы поступают транзитом через страны

Средней Азии (Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан), в основном в специально оборудованных тайниках в автомобильном транспорте, а также с партиями сельхозпродукции. Пересечение государственной границы Российской Федерации осуществляется, как на омском ее участке, так и в соседних приграничных областях;

  • синтетические наркотические средства (курительные смеси, соли и др.) поступают транзитом из г. Москвы, а также из соседних регионов Сибирского Федерального округа (Новосибирская, Томская области, Красноярский край);
  • сильнодействующие вещества, как правило, поступают в область из Казахстана с использованием автомобильного транспорта, в том числе регулярных международных автомобильных перевозок, а также путем международных почтовых отправлений.

Правоприменительная практика свидетельствует, что в настоящее время в условиях действия Таможенного союза на Центрально-Азиатском направлении, где на границе с Республикой Казахстан осуществляется только пограничный контроль, факты контрабанды наркотических средств, как правило, выявляются и доказываются в ходе расследования уголовных дел по фактам хранения и сбыта наркотиков, а изъятие наркотических средств происходит на территории субъектов РФ вдали от государственной границы.

В 2017 году на территории Омской области зарегистрировано 17 преступлений, предусмотренных ст. 226.1, ст. 229.1 УК РФ, что на 34,6% меньше АППГ (26).

Проведенный анализ показывает, что из 26 преступлений выявленных в 2016 году только по 13 лицо их совершившее установлено, в 2017 году число контрабанд с установленным лицом составило 14, что выше чем за аналогичный период прошлого года.

Проведенный анализ свидетельствует, что контрабандистами активно используется автомобильный транспорт (в 67% выявленных случаев) как при контрабанде наркотиков и СДВ на территорию Омской области, так и обратном направлении.

По оперативным данным и материалам уголовных дел основной объем синтетических и тяжелых наркотиков продолжает поступать в Омскую область транзитом из других регионов Сибирского Федерального округа, а также западных областей России с использованием автомобильных и железнодорожных каналов сообщения.

Как и ранее, отмечаются факты выявления поставок партий наркотиков путем почтовых отправлений. За 12 месяцев 2017 года изъято 6 международных почтовых отправлений, содержащих подконтрольные вещества.

Результативность работы оперативных подразделений по выявлении, пресечению и раскрытию преступлений, связанных с контрабандой наркотиков, напрямую зависит от использования всего спектра имеющихся возможностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Резервом для повышения эффективности является совершенствование межведомственного взаимодействия, а именно - введение единого порядка совместных действий сотрудников Погранслужбы, МВД, ФТС в пограничной зоне и пунктах пропуска через границу.

В целях организации взаимодействия и координации действий правоохранительных органов Омской области в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ на постоянной основе проводятся заседания межведомственной рабочей группы правоохранительных органов при прокуратуре Омской области, а также заседания координационного совещания правоохранительных органов Омской области. На заседаниях регулярно рассматриваются проблемы, связанные с пресечением групповых форм наркопреступности, а также с распространением синтетических наркотиков, запрещенных курительных смесей, незаконные действия, связанные с их рекламой.

Существенный потенциал в повышении эффективности деятельности по выявлению и перекрытию каналов поступления наркотиков на территорию Омской области заложен в укреплении межведомственного взаимодействия, налаживании приграничного сотрудничества, проведении специальных оперативно-профилактических мероприятий.

В целях стабилизации оперативной обстановки УМВД России по Омской области совместно с заинтересованными ведомствами участвует в проведении межведомственных комплексных и целевых оперативно-профилактических мероприятий, таких как:

  • специальная межведомственная операция «Анаконда»;
  • специальная межведомственная операция «Азиатский заслон»;
  • специальная межведомственная операция «Канал - Волжский рубеж»
  • комплексная оперативно-профилактическая операция «Мак-2017».

Основными задачами операций является перекрытие трансграничных

и межрегиональных каналов поступления наркотических средств на территорию Омской области. В рамках операций проводится массированная отработка автотранспорта, следующего на территорию области и транзитом через нее на автомагистралях и дорогах Павлодарского, Петропавловского и Кокчетавского направлений.

Таким образом, Омская область представляет достаточно емкий рынок сбыта подконтрольных веществ, а также может выступать транзитной для переброски наркотиков в другие регионы Сибирского федерального округа и России.

По результатам анализа, социальных и иных характеристик лиц, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков, можно сделать вывод, что хранением и сбытом героина занимается давно сформировавшийся контингент потребителей данного наркотика, из лиц более зрелого возраста. Наркотики каннабисной группы потребляют в основном малообеспеченные жители районов области, а также молодежь, начинающая эксперименты с психоактивными веществами. К незаконному обороту и потреблению наркотиков синтетического происхождения привлекаются (в том числе посредством социальных сетей и современных коммуникационных технологий) люди более молодого возраста (в основном до 25 лет), а также бывшие потребители героина и наркотиков синтетического происхождения.

В 2017 году общее количество подконтрольных веществ изъятых всеми правоохранительными органами увеличилось на 15%. При этом, количество изъятого героина уменьшилась на 44,2 %, а количество изъятых наркотиков синтетической группы снизилось незначительно, что указывает на продолжающиеся изменения наркорынка региона.

По-прежнему значительная часть наркотиков, поступающих на территорию Омской области, имеет контрабандное происхождение. В тоже время, каналы и маршруты их поступления претерпевают существенные изменения. Так, если наркотики растительного происхождения изготавливались из местного сырья либо наиболее крупные их партии поступали в область контрабандным путем из Казахстана, то синтетические наркотики преимущественно завозились в регион автомобильным транспортом из других регионов России. Кроме того, отмечаются факты организации омскими наркодельцами, а также жителями сопредельного государства поставок небольших партий синтетических наркотиков из Омской области в Республику Казахстан.