ОМСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Администрация Новоомского сельского поселения
ПОСТАНОВЛЕНИЕ (проект)
_____________№ ___
Об утверждении Положения о добровольной народной дружине в Новоомском сельском поселении Омского муниципального района Омской области
В соответствии с Федеральными законами от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 02 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», Законом Омской области от 06.11.2014 № 1672-ОЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка в Омской области», иными нормативными правовыми актами в области охраны общественного порядка, руководствуясь Уставом Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области
ПОСТАНОВЛЯЮ:
2. Обнародовать настоящее Постановление путем размещения на официальном сайте Новоомского сельского поселения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Глава сельского поселения . . А. В. Лен
Приложение
к Постановлению Администрации
Новоомского сельского поселения
Омского муниципального района
Омской области
от «___» _______ 2017 года № ___
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДОБРОВОЛЬНОЙ НАРОДНОЙ ДРУЖИНЕ В НОВООМСКОМ СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ ОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Настоящее Положение устанавливает правовые основы и принципы деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка (далее – ДНД) в Новоомском сельском поселении Омского муниципального района Омской области (далее – поселение), определяет их организационную структуру и систему управления, а также обязанности, права и ответственность народных дружинников, гарантии их правовой и социальной защиты.
ДНД являются общественными формированиями, которые создаются в целях оказания населением поселения содействия органам государственной власти, органам местного самоуправления и ОМВД России по Омскому району (далее – ОМВД) в их деятельности по обеспечению общественного порядка. ДНД состоят из жителей поселения и работников организаций всех форм собственности на территории поселения, вступающих в их состав в установленном порядке.
Действие настоящего положения не распространяется на правонарушения, возникающие в связи с оперативно – розыскной, частной детективной и охранной деятельностью.
Правовую основу деятельности ДНД составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Омской области, муниципальные нормативные правовые акты. Деятельность ДНД основывается на принципах:
- добровольности;
- законности;
- приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина;
- права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом;
- взаимодействия с ОВД (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- недопустимости подмены полномочий ОВД иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3. Ограничения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка
3.1. Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников полиции или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством РФ к исключительной компетенции этих органов.
3.2. Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается.
4. Основные задачи, формы и методы работы ДНД
4.1. Основными задачами ДНД является:
- оказание ОВД и иным правоохранительным органам, органам государственной власти, органам местного самоуправления содействия в их деятельности по обеспечению безопасности населения и охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений, защите прав и свобод человека и гражданина, а также по охране окружающей среды;
- проведение профилактической воспитательной работы с неблагополучными семьями, с лицами, склонными к совершению правонарушений; участие в работе по предупреждению безопасности и правонарушений среди несовершеннолетних;
- распространение правовых знаний; разъяснение норм и правил поведения в общественных местах;
- участие в профилактической работе по обеспечению безопасности дорожного движения транспорта и пешеходов, по предупреждению дорожно-транспортных происшествий;
- выявление лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества и (или) вовлекающих несовершеннолетних в противоправную деятельность, а также склоняющих их к употреблению наркотических средств, психотропных веществ или алкоголя;
- выполнение задач при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера;
- участие в проведении мероприятий по охране и защите природных ресурсов, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства.
4.2. Основные формы участия граждан в охране общественного порядка
Участие граждан в охране общественного порядка может быть индивидуальным или коллективным.
Индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в следующих формах:
1) информирование органов внутренних дел о ставших известными им фактах готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушений, причинах и условиях, способствующих их совершению;
2) оказание содействия органам внутренних дел в проведении профилактической работы по предупреждению правонарушений и детской безнадзорности;
3) непосредственная реализация гражданами своих прав на защиту от противоправных посягательств;
4) участие в мероприятиях по пропаганде и распространению правовых знаний, правовом воспитании населения;
5) обращение с предложениями по вопросам охраны общественного порядка в органы внутренних дел, органы исполнительной власти Омской области и Администрацию Новоомского сельского поселения (далее — Администрация сельского поселения);
6) участие по приглашению органов внутренних дел, органов исполнительной власти Омской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Омской области в работе их координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов;
7) осуществление внештатного сотрудничества граждан с органами внутренних дел;
8) оказание иной помощи органам внутренних дел, органам исполнительной власти Омской области и Администрации сельского поселения в формах, не запрещенных действующим законодательством.
Коллективное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в форме членства или участия в деятельности общественных объединений и организаций, уставные цели которых предусматривают оказание содействия органам внутренних дел, органам исполнительной власти Омской области, Администрации сельского поселения в охране общественного порядка.
Общественные объединения и организации, уставные цели которых предусматривают оказание содействия органам внутренних дел, органам исполнительной власти Омской области, Администрации сельского поселения в охране общественного порядка, создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5. Взаимодействие ОМВД России по Омскому району и ДНД
При осуществлении ДНД возложенных на них в соответствии с законодательством прав и обязанностей должен участвовать сотрудник ОМВД;
При проведении на территории поселения силами ДНД мероприятий по решению вопросов местного значения ДНД обязаны заблаговременно согласовывать с ОМВД план работы ДНД, место и время проведения соответствующих мероприятий, количество привлекаемых дружинников;
Порядок взаимодействия народных дружин с ОМВД, определяется совместным решением Администрации сельского поселения и ОМВД;
О МВД, уполномоченные осуществлять охрану общественного порядка, привлекая ДНД для их участия в мероприятиях по охране общественного порядка, обязаны обеспечить безопасность народных дружинников.
6. Порядок создания и деятельности народных дружин
Народная дружина создается по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением Администрации сельского поселения, органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Народная дружина участвует в охране общественного порядка только после внесения в региональный реестр, сведений о создании народной дружины.
7. Руководство деятельностью ДНД
Общее руководство деятельностью народных дружин осуществляют командиры народных дружин, избранные членами народных дружин по согласованию с Администрацией сельского поселения, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
8. Порядок приема в ДНД и исключение из ее состава
1. В ДНД принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, проживающие на территории поселения, способные по своим моральным качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять обязанности народного дружинника.
2. В ДНД не могут состоять граждане:
- имеющие неснятую или непогашенную судимость;
- в отношении которых осуществляется уголовное преследование;
- ранее осужденные за умышленные преступления;
- включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
- в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
- страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;
- признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;
- подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;
- имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.
Народные дружинники могут быть исключены из народных дружин в следующих случаях:
- на основании личного заявления народного дружинника;
- при наступлении обстоятельств, указанных в части 2 настоящего пункта;
- при совершении народным дружинником, участвующим в охране общественного порядка, противоправных действий либо бездействии, повлекших нарушение прав и свобод граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;
- в связи с неоднократным невыполнением народным дружинником требований устава народной дружины либо фактическим самоустранением от участия в ее деятельности;
- в связи с прекращением гражданства Российской Федерации.
При отчислении из состава ДНД народный дружинник обязан сдать удостоверение народного дружинника, а также имущество, полученное им в пользование в связи с работой в ДНД. Возмещение стоимости утраченного или невозвращенного имущества производится в порядке, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.
9. Подготовка народных дружинников
Народные дружинники проходят подготовку по основным направлениям деятельности народных дружин, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи в порядке, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
10. Удостоверение и форменная одежда народных дружинников
Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также носить форменную одежду или использовать отличительную символику народного дружинника.
Запрещается использование удостоверения народного дружинника, ношение форменной одежды либо использование отличительной символики народного дружинника во время, не связанное с участием в охране общественного порядка.
11. Права народного дружинникам
Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:
- требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;
- принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;
- оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» обязанностей в сфере охраны общественного порядка;
- применять физическую силу в случаях и порядке, Федеральным законом от 02.04.2014 №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»;
Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.
12. Обязанности народного дружинника
- знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;
- при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;
- соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;
- принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;
- выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;
- оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;
- иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.
Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.
13. Общие условия и пределы применения народным дружинником физической силы
Народные дружинники при участии в охране общественного порядка могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
Перед применением физической силы народный дружинник обязан сообщить лицу, в отношении которого предполагается ее применение, что он является народным дружинником, предупредить о своем намерении и предоставить данному лицу возможность для прекращения действий, угрожающих жизни и здоровью народного дружинника или иных лиц.
Народный дружинник имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, если промедление в ее применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или народного дружинника либо может повлечь иные тяжкие последствия.
Народный дружинник при применении физической силы действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется физическая сила, характера и силы оказываемого ими сопротивления.
Народный дружинник обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, первую помощь, а также в случае необходимости принять меры по обеспечению оказания ему медицинской помощи в возможно короткий срок.
О применении физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина, народный дружинник обязан незамедлительно уведомить командира народной дружины, который не позднее трех часов с момента ее применения информирует об этом соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Народным дружинникам при участии в охране общественного порядка запрещается применять физическую силу для пресечения правонарушений, за исключением случаев, указанных в части 1 настоящего пункта а также в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения.
14. Ответственность народного дружинника
За противоправные действия народные дружинники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Действия народных дружинников, нарушающие права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
15. Недопустимость посягательства на жизнь, здоровье, честь и достоинство народного дружинника
Посягательство на жизнь, здоровье, честь и достоинство народного дружинника, находящегося при исполнении возложенных на него настоящим законом обязанностей, влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
16. Гарантии правовой и социальной защиты народных дружинников
Народные дружинники при исполнении общественных обязанностей находятся под защитой государства. Их законные требования о прекращении противоправных действий обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами.
Никто не вправе принуждать народных дружинников исполнять обязанности, которые на них не возложены.
Воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народного дружинника в связи с их участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
17. Личное страхование народных дружинников
Администрация Новоомского сельского поселения Омского района Омской области участвует в реализации мероприятий, направленных на осуществление личного страхования народных дружинников в случае и порядке, предусмотренных законодательством, в том числе в рамках реализации государственных программ Омской области, муниципальных программ.
18. Показания народного дружинника
В соответствии с законодательством Российской Федерации показания народного дружинника по делу о преступлении или об административном правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке.
19. Меры поощрения и взыскания
Для поощрения народных дружинников органы местного самоуправления, ОМВД, руководители организаций, органы территориального общественного самоуправления, в пределах своих полномочий могут применять различные меры морального и материального поощрения, в том числе путем объявления благодарности, награждения грамотой, выдачи ценного подарка или денежной премии. Меры морального поощрения могут применяться к руководителям организаций, оказывающим содействие в деятельности ДНД.
20. Материально-техническое обеспечение деятельности ДНД
Администрация сельского поселения обеспечивает ДНД необходимыми помещениями, оборудованием и средствами связи в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, также в установленном порядке могут быть предоставлены администрациями предприятий, организаций и учреждений;
Финансирование и материально – техническое обеспечение ДНД является расходным обязательством поселения;
Дополнительными источниками ДНД могут быть благотворительные взносы, добровольные благотворительные пожертвования и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации;
Органы государственной власти Омской области вправе оказывать финансовую и материально – техническую поддержку деятельности ДНД, созданных в поселении.