Организация работы с обращениями граждан – одна из важнейших функций органов власти. Под обращением гражданина понимается направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина.
В деятельности Управления Росреестра по Омской области особое место занимает работа с обращениями граждан, юридических лиц, органов государственной власти.
Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон о рассмотрении обращений) регламентирует механизм реализации права граждан, закрепленного в статье 33 Конституции Российской Федерации, на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и иные организация, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и к их должностным лицам, а также сроки и порядок рассмотрения письменных обращений, в том числе вопросы организации личного приема.
Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.05.2016 № П/0263 (в редакции приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23.01.2017 № П/0027), Управление наделено функциями по организации приема граждан и рассмотрению устных и письменных обращений граждан, а также юридических лиц.
Поступление в Управление Росреестра по Омской области обращений осуществляется в письменной и устной форме – при личном обращении в Управление. Обращение подлежит обязательному рассмотрению.
Особое место среди обращений граждан занимают письменные обращения. Практика свидетельствует, что количество письменных обращений граждан в Управление значительно превышает количество других форм взаимодействия органа исполнительной власти и общества. В настоящее время данный способ является наиболее удобным и практичным для заявителей.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, подлежит рассмотрению по существу поставленных в нем вопросов в течение 30 календарных дней со дня его регистрации. По результатам его рассмотрения должностным лицом принимается соответствующее решение и дается ответ заявителю в указанный выше срок.
В случае если в письменном обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа власти, то оно направляется в установленный законом срок в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением заявителя, направившего обращение, о переадресации обращения.
Если в обращении заявителя содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также сведения о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, то такое обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
В случае если письменное обращение содержит вопросы, решение которых входит в компетенцию нескольких государственных органов или должностных лиц, то копия данного обращения направляется в соответствующие органы, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Обращение, в котором обжалуется судебное решение, орган власти возвращает заявителю с разъяснением порядка обжалования данного судебного акта.
С целью объективного, полного и всестороннего рассмотрения обращения должностное лицо обязано разобраться в сути обращения, в необходимых случаях запросить дополнительную информацию в структурных подразделениях, в других государственных органах, органах местного самоуправления, провести личную беседу с заявителем обращения, рассмотреть обращение с выездом на место.
Письменный ответ на обращение должен содержать исчерпывающие и мотивированные ответы на все поставленные в нем вопросы.
Следует отметить, что если в письменном обращении не указаны данные заявителя или почтовый адрес (адрес электронной почты), по которому должен быть отправлен ответ, а также если текст обращения не подается прочтению или не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, то оно не подлежит направлению на рассмотрение. Органом власти может быть принято решение об оставлении письменного обращения без ответа.
В случае получения обращения, в котором выражены гневные чувства по отношению к какому-либо должностному лицу или деятельности органа в целом, оскорбительные выражения, угроза жизни и здоровьюи имуществу должностного лица и членов его семьи орган власти вправе оставить его без ответа по существу поставленных в нем вопросов.
Также по результатам рассмотрения обращения может быть принято решение о прекращении переписки с заявителем в случае, если очередное обращение не содержит новых доводов или обстоятельств, если в обращении содержатся вопросы, на которые орган власти многократно (три и более раза) давал письменные ответы по существу, при условии, что данное обращение и ранее рассмотренные обращения направлялись в адрес данного органа власти. Заявителю направляется уведомление о прекращении с ним переписки.
Устное обращение заявитель может выразить при личном приеме.
Личный прием граждан в Управления Росреестра по Омской области осуществляется руководителем, его заместителями, начальниками (заместителями начальников) структурных подразделений по вопросам, относящимся к их компетенции, в соответствии с установленным графиком личного приема граждан, утвержденным приказом Управления. При этом содержание устного обращения заносится в карточку личного приема.
В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема граждан, о чем делается запись в карточке личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В случае несогласия заявителя с решением государственного органа, принятым по его обращению, он вправе обратиться с жалобой на решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Работа с обращениями граждан – сложная и ответственная. Каждое обращение гражданина (в любой форме) может содержать конкретные требования, указания на нарушения и предложения по решению проблем. Закон закрепляет гарантии граждан по рассмотрению их обращений и принятию по ним законных решений, которые могут иметь пользу для самих заявителей и для организаций.
Светлана Брицкая,
ведущий специалист-эксперт
отдела по контролю (надзору)
в сфере саморегулируемых организаций
Управления Росреестра
по Омской области.