Версия для
слабовидящих

Администрация Новоомского сельского поселения

Меню сайта

Обратная связь

Нажимая "отправить" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

Взаимодействие органов государственного земельного надзора и органов муниципального земельного контроля

Контроль за надлежащим использованием земельных участков в Омской области осуществляется посредством проведения государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля.

Государственный земельный надзор – это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных земельным законодательством Российской Федерации. Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении положения о государственном земельном надзоре».

Согласно установленному Правительством РФ порядку полномочия осуществления государственного земельного надзора закреплены за Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и их территориальными органами.

Государственный земельный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок, принятия мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений, а также посредством проведения систематического наблюдения, анализа и прогнозирования состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

 

 

Муниципальный земельный контроль – это деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Муниципальный земельный контроль охватывает все объекты земельных отношений, расположенные в границах муниципального образования.

Муниципальный земельный контроль проводят органы местного муниципального самоуправления и все уполномоченные ими подведомственные органы. Осуществление муниципального земельного контроля входит в компетенцию следующих структур: представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местных администраций.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. На территории Омской области порядок осуществления муниципального земельного контроля установлен постановлением Правительства Омской области от 11.03.2015
№ 55-п «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Омской области». На территории города Омска процедура осуществления муниципального земельного контроля установлена постановлением Администрации города Омска от 28.12.2017 № 1402-п «О муниципальном земельном контроле на территории города Омска».

Органы государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля тесно взаимодействуют друг с другом по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, действуя каждый в рамках своей компетенции. Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1515 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль».

По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации вместе с актом проверки выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При выявлении нарушения земельного законодательства в ходе проведения проверки должностными лицами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, составляется акт проверки, в котором указывают информацию о наличии признаков нарушения.

Основным отличием муниципального земельного контроля является отсутствие у органов местного самоуправления полномочий по возбуждению дел об административных правонарушениях в части нарушения требований земельного законодательства, рассмотрению данных дел и привлечению виновных лиц к административной ответственности. Этими полномочиями наделены только органы, осуществляющие функции государственного земельного надзора. В связи с этим, акт проверки, составленный специалистом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля, направляют в орган, осуществляющий функции государственного земельного надзора, где принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в возбуждении дела.

На сегодняшний день основными причинами для вынесения специалистами Управления Росреестра по Омской области (далее – Управление) определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении являются:

–отсутствие документов, на которые приводится ссылка в актах проверок,

–отсутствие схем расположения самовольно занятых земельных участков,

–отсутствие информации о площади самовольно занятых земельных участков, координатах характерных точек границ, используемых земельных участков,

–отсутствие объяснений проверяемого лица,

–отсутствие контактных данных лиц, в отношении которых проводилась проверка (адрес фактического места жительства, номера телефонов),

–предоставление не заверенных копий актов проверок и приложенных к ним документов,

–нарушение порядка проведения проверок, установленного законодательством.

Количество отказов в возбуждении административных дел от общего количества материалов муниципального земельного контроля, поступивших в Управление, в 2018 году увеличилось на 7 процентов по сравнению с 2017 годом. В 2018 году поступило 273 материала, указывающих на наличие нарушений земельного законодательства. В результате рассмотрения данных материалов возбуждено 87 дел об административных правонарушениях, в 186 случаях отказано в возбуждении административных дел, что составляет 68 процентов от всех поступивших материалов.

В связи с тем, что основной целью осуществления государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля является рациональное использование и охрана земель, необходимо формирование согласованного взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Для наибольшей эффективности муниципального земельного контроля и активного взаимодействия  Управлением  проводятся ежегодные совещания с представителями органов местного самоуправления. В рабочем порядке осуществляются консультации представителей органов местного самоуправления по вопросам, возникающим в ходе осуществления мероприятий муниципального земельного контроля.

Анастасия Исланова,

специалист-эксперт
отдела государственного земельного надзора

Управления Росреестра

по Омской области.