Одной из государственных функций, осуществляемых Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление Росреестра), является государственный земельный надзор.
В рамках государственного земельного надзора осуществляются:
– организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность;
– систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, проведение анализа и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности;
– принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
В течение 2017 года Омским отделом Управления Росреестра на территории Омского района проведено 66 плановых и внеплановых проверок соблюдения требований, установленных земельным законодательством, а также 75 административных обследований объектов земельных отношений. По результатам проведенных проверок и обследований выявлено 31 нарушение земельного законодательства. Виновным лицам назначены административные наказания в виде штрафов на общую сумму 815000 рублей (по решениям, вступившим в законную силу – 675000 рублей).
Основными нарушениями земельного законодательства, выявляемыми в ходе осуществления государственного земельного надзора специалистами Управления Росреестра, являются:
– самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок,
– использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
– использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность;
– невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства;
– нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений граждан или юридических лиц о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных или лесных участков либо водных объектов;
– отказ должностного лица в удовлетворении заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного или лесного участка либо водного объекта по не предусмотренным законом основаниям;
– удовлетворение должностным лицом заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного или лесного участка либо водного объекта, которое в соответствии с законом не может быть удовлетворено.
Необходимо сказать, что в соответствии со статьей 72 Земельного Кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
Таким образом, сведения о нарушениях требований, установленных земельным законодательством, следует направлять в Администрацию Омского муниципального района Омской области, в соответствующие администрации сельских поселений Омского района в целях осуществления органами самоуправления муниципального земельного контроля, а также в Омский отдел Управления Росреестра, расположенный по адресу: 644021, г. Омск, ул. 5-я Линия, д. 248, для осуществления мероприятий по государственному земельному надзору,
Андрей Калабин,
заместитель начальника
Омского отдела
Управления Федеральной
службы государственной регистрации,
кадастра и картографии
по Омской области.