Перед территориальными органами Росреестра, в том числе перед омским Управлением, стоит проблема обработки большого объема представленных на государственную регистрацию прав документов. Её решение Росреестр видит во внедрении системы электронного документооборота.
С принятием Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости», вступившего в силу 01.10.2013, регистрационная служба сосредоточила свои усилия на увеличении доли услуг, оказываемых в электронном виде, то есть на предоставлении заявителям возможности подать через Интернет в форме электронного документа заявления о государственной регистрации прав на квартиру, дом, земельный участок или иной объект недвижимости. В омском регионе такая услуга стала предоставляться заявителям с 1 июня 2015 года.
С этой даты заявление о государственной регистрации и иные необходимые для регистрации прав документы можно представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в форме электронных документов, электронных образов документов с использованием сетей связи общего пользования по выбору заявителя:
–посредством отправки через Единый портал государственных и муниципальных услуг;
–через Официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.rosreestr.ru), на котором доступны такие сервисы как «Предварительная запись на прием», «Проверка статуса запроса «online»;
–отправки документов с использованием веб-сервисов.
Базовыми государственными услугами Управления Росреестра по Омской области, представляемыми в электронном виде, в настоящее время являются:
– получение сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП);
– государственная регистрация прав на недвижимое имущество в электронном виде.
Преимущества получения названных государственных услуг в электронном виде очевидны.
Во-первых, не требуется личное посещение офисов многофункционального центра или филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Омской области как при подаче заявления о предоставлении государственной услуги, так и при получении ее результата: выписок из ЕГРП или документов после проведения государственной регистрации прав. Время на визит в офис не теряется, документы представляются, не покидая рабочего места или не выходя из дома.
Во-вторых, размер платы за предоставление сведений из ЕГРП в электронном виде ниже, чем при получении аналогичной услуги обычным способом. Так, при получении выписки на бумажном носителе размер платы для физических лиц составляет 200 рублей, для юридических – 600. При получении этой услуги в электронном виде физическое лицо заплатит 150 рублей, юридическое – 300.
Кстати, физическим лицам, предоставляющим документы на государственную регистрацию прав в электронном виде, предусмотрена льгота в виде применения понижающего коэффициента (0,7), снижающего размер государственной пошлины на 30 процентов (статья 333.35 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 21.07.2014). Юридическим лицам данная льгота не предусмотрена, и они уплачивают государственную пошлину в полном объеме в размере, установленном ст.333.33 Налогового кодекса РФ.
Для государственной регистрации прав в электронном виде заявителям необходимо перевести документы в электронный вид и приобрести электронную подпись, которую можно получить в любом удостоверяющем центре. Список сертифицированных удостоверяющих центров размещен на официальном сайте Росреестра.
Кроме того, любое лицо может получить в электронном виде общедоступные сведения, к которым относятся сведения о зарегистрированных правах и о переходе прав на объект недвижимости. Наличие электронной подписи для получения данной услуги не требуется.
Из выписки ЕГРП на объект недвижимости можно получить следующие сведения: описание и характеристики объекта недвижимости, сведения о собственнике, наличии зарегистрированных арестов (запретов) и судебных споров. Из выписки ЕГРП о переходе прав можно узнать о зарегистрированных правах на объект недвижимости и о переходе этих прав от одного лица к другому.
Также в ЕГРП имеется информация ограниченного доступа, к ней относятся сведения о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости. И эти сведения могут быть получены в электронном виде, но только лицами, прямо указанными в ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Этими лицами являются сами правообладатели или их законные представители, физические и юридические лица, получившие доверенность от правообладателя или его законного представителя. Необходимым условием получения такой выписки является наличие электронной подписи.
Ведение электронного документооборота в очередной раз позволило существенно сократить срок государственной регистрации прав с 18 календарных до 10 рабочих дней. А, например, регистрация прав на основании нотариально удостоверенных документов, представленных в форме электронных документов, электронных образов документов, и поданного нотариусом в электронной форме заявления о государственной регистрации прав проводится не позднее, чем в течение одного рабочего дня, следующего за днем приема документов и заявления.
Учитывая преимущества и приоритет электронного документооборота, внедрение его системы в сфере оказания государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является сегодня одной из главных задач Росреестра, которая позволяет повышать качество оказания государственных услуг, минимизировать очереди граждан и бумажный документооборот.
Наталья Назарова,
заместитель начальника Омского отела
Управления Росреестра
по Омской области