В рамках национального проекта «Жилье и городская среда» Росреестр запустил проект «Земля для стройки» с целью анализа эффективности использования земель, пригодных для жилищного строительства. В данном проекте участвует субъекты Российской Федерации, в том числе и Омская область. Для реализации проекта запущен одноименный сервис «Земля для застройки», который позволит заинтересованным лицам в режиме онлайн получать информацию о земельных участках, пригодных для жилищного строительства.
В целях получения информации о земельных участках и территориях в Омском регионе, имеющих потенциал вовлечения в оборот для жилищного строительства, потенциальные инвесторы будут иметь возможность воспользоваться сервисом Росреестра. Для этого по ссылке http://pkk.rosreestr.ru/ необходимо перейти к веб-приложению «Публичная кадастровая карта». В открывшемся слева окне нужно выбрать тип поиска «Жилищное строительство» и ввести в строку поиска номер региона, двоеточие и звездочку – символы 55:*. Далее из открывшегося перечня земельных участков следует выбрать любой из них и получить всю размещенную в отношении него информацию.
Подробнее: Омский Росреестр о сервисе «Земля для стройки» и как им воспользоваться
В 2020 году в соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации (далее – Поручение) Управлением Росреестра по Омской области совместно с органами исполнительной власти Омской области проведена работа по выявлению земельных участков, использование которых возможно под жилищное строительство.
Согласно приказу руководителя Управления Росреестра по Омской области создан оперативный штаб, утверждены состав и положение об оперативном штабе, а также согласно методическим рекомендациям, разработанным Росреестром (далее – Методические рекомендации), приняты меры по обеспечению сбора информации для проведения анализа эффективности использования земельных участков и определения возможности вовлечения их в оборот в целях жилищного строительства на территории Омской области.
В качестве населенного пункта, имеющего потенциал развития жилищного строительства, выбран административный центр Омской области – город Омск, а также прилегающая к нему территория в пределах 30-ти километровой зоны от границ города Омска.
Землеустройство как особый вид деятельности, связанный с организацией использования и охраны земель, представляет собой довольно сложную систему технических мероприятий. Землеустройство – один из главных инструментов решения государственной задачи организации рационального использования и охраны земель.
Несмотря на происхождение понятия "землеустройство" от слова "земля", земельные участки с 2009 года не являются объектами землеустройства. В последующие годы Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» претерпел множество изменений: так из перечня объектов землеустройства исключены зоны с особыми условиями использования территории (водоохранные зоны, санитарно-защитные, охранные зоны объектов электросетевого хозяйства и т.д.), территориальные зоны и населенные пункты.
На сегодняшний день согласно статье 1 закона «О землеустройстве» объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий.
На протяжении прошедших двух лет в Омской области основным видом землеустроительных работ является описание местоположений границ муниципальных образований. Основная цель проведения таких работ – внесение сведений о границах в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Так, за прошедший период в ЕГРН были внесены сведения о границах 19 муниципальных образований Любинского района Омской области и 1 муниципального образования Калачинского городского поселения.
Подробнее: Омский Росреестр о землеустройстве в Омской области
В Управлении Росреестра по Омской области создан и действует оперативный штаб по анализу эффективности использования земельных участков, в том числе находящихся в федеральной собственности, для определения возможности вовлечения их в оборот в целях жилищного строительства, в состав которого входят представители из числа руководящего состава органов исполнительной власти Омской области и органов местного самоуправления.
В настоящее время по итогам заседания штаба проанализирована возможность вовлечения в жилищное строительство 211 земельных участков, общей площадью 5905996.0 кв.м.
Из них 14 земельных участков общей площадью 524542 кв.м с потенциалом использования под индивидуальное жилищное строительство, 197 и 29 земельных участков общей площадью 5381454 кв.м и 580571кв.м., соответственно, для использования под строительство многоквартирных домов.
Сведения о 211 выявленных земельных участков размещены на публичной кадастровой карте. Границы всех земельных участков, установлены в соответствии с действующим законодательством, все земельные участки расположены в границах города Омска.
В настоящее время продолжается работа по выявлению земельных участков, отвечающих критериям отбора и подлежащих вовлечению в оборот для целей жилищного строительства.
С этой целью проводится работа по актуализации перечня земельных участков, потенциально возможных для вовлечения под жилищное строительство на территории города Омска. В органы местного самоуправления направлены запросы о предоставлении сведений о выданных разрешениях на строительство, срок которых не истек, а также подготовленные перечни земельных участков с потенциалом использования под строительство многоквартирных домов. В ближайшее время планируется проведение очередного заседания штаба.
Согласно нормам действующего законодательства кадастровая стоимость применяется для расчета налога на недвижимость, земельного налога, а также для расчета арендных платежей.
Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"определяют порядок оспаривания кадастровой стоимости и позволяют владельцам и арендаторам приравнивать ее к рыночной.
Ранее (до 2021 года) заинтересованные лица могли обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости напрямую в суд или в комиссию по оспариванию кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области. В целом судебная практика по данной категории дел сформировалась. Однако в 2021 году в законодательстве произошли весьма существенные изменения, которые внесут коррективы в правоприменительную практику.
Так, Федеральным законом от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правообладателям предоставлена возможность установления кадастровой стоимости в размере рыночной без процедуры оспаривания.
Подробнее: Омский Росреестр об особенностях оспаривания кадастровой стоимости в 2021 году